Дом литераторов имени Василия Эллана-Блакитного – место схватки за титул «короля бильярда»
Серый невзрачный дом № 4 по улице Искусств (бывшая улица Краснознаменная) был построен еще в 1912 году по проекту двух известных архитекторов Владимира Покровского и Петра Величко.
Данное здание предназначалось для музея церковных древностей и епархиальной библиотеки.
В 1920-х годах в нем разместился Дом писателей имени Василия Блакитного.
До смерти хозяина Василия Михайловича Эллана-Блакитного (умер на 32-м году жизни от болезни сердца в декабре 1925 года) – украинского писателя и общественного и революционного деятеля, в его доме постоянно собирались друзья и товарищи по «литературному цеху» и нередким гостем у него был выдающийся поэт-футурист Владимир Владимирович Маяковский.
С именем последнего связана любопытная история с «обмыванием» бильярдного стола.
Многие украинские писатели тех лет были заядлыми игроками в бильярд и завсегдатаи Дома Блакитного собирались сделать бильярдную в подвале здания и поставить там большой кабинетный бильярд.
Такого стола нигде не было возможности достать и тогда свою помощь предложил Владимир Владимирович Маяковский, который к тому времени сидел, как говорилось, «на декохте» (то есть «на мели»). Чтобы выйти из сложного финансового положения, знаменитый поэт предпочел продать свой домашний бильярд харьковским коллегам.
«Бильярд Маяковского был хорошо известен в кругах игроков Харькова и Москвы – отличный, высшего класса, кажется Лейпцигской марки», — описывает знаменитый бильярдный стол Юрий Смолич в своем «Рассказе о не покое».
15 января 1924 года Маяковский привез в Харьков свой бильярд и лично следил за его установкой в писательском доме. Это было проявлением заботы мастера о своем «инструменте», на котором ему еще не раз приходилось играть во время частых визитов в первую столицу советской Украины.
Поначалу никто из литераторов не решался сразиться с Маяковским, поскольку все считали, что это бесперспективное мероприятия, ведь Владимир Владимирович прославился не только как великий поэт, но еще и не менее великий бильярдист! Первый кий по всему союзу заканчивал партию, как говориться, «с кия» (клал восемь шаров в лузу, не предоставляя противнику право на удар).
Маяковский всегда давал фору противнику в четыре шара.
И после долгих раздумий из числа собравшихся вышел известный украинский поэт Майк Йогансен, взял кий и сказал приезжему футуристу: «Так на так, Владимир Владимирович». Стоит уточнить, что Йогансен обладал вспыльчивым характером, был фигурой эксцентричной и очень разносторонней. Одной из этих сторон была слава лучшего игрока в Харькове.
Маяковский посчитал такой выпад несколько дерзким и в ответ предложил унизительное условие – играть «на пролаз», то есть проигравший должен пролезть на брюхе под бильярдным столом, декламируя что-то. Взвинченный Йогансен принял условие.
«Дуэлянты» договорились играть две партии – с чередованием первого кия вне зависимости от выигрыша. В случае ничьей предлагалось играть «контру».
Первым начинать выпало Майку и он разбил партию «с кия». Вторую партию аналогично разбил Маяковский. Победителя должна была определить «контра». И у Владимира Владимировича была тактическая «фора» — ему принадлежало право первого удара, поскольку предыдущую партию завершил он.
Началась финальная партия.
Маяковский начал «катать» очень уверенно и «нащелкал» семь шаров к ряду (из положенных восьми). Йогансен положил уже свой кий на борт стола в знак того, что понимает свое положение. У бильярдистов есть примета: хочешь, чтобы партнер не взял шар – положи кий на борт и тот промажет. По несчастливой для Маяковского случайности, восьмой шар не зашел в лузу, а выкатился в поле.
Данным шансом не преминул воспользоваться Майк Йогансен. Однако была одна трудность – положить «с кия» восемь шаров, когда на поле осталось девять, невозможно. Единственный вариант, это разогнать шары по бортам и затянуть тем самым игру на отыгрышах. Тем не менее Майк, не устоял и легонько затолкнул три шара, которые были возле луз. Четвертый «чмокнул» лузу и выкатился обратно.
А далее пошла напряженная игра на отыгрыш. Партия затянулась, и зрители подняли гомон, который оборвал вскипевший Йогансен: «Кому не нравится, может убираться! Но прошу не мешать!». Партнера поддержал Маяковский: «Да, товарищи, давайте… серьезно…». Йогансен закатал еще три шара. Правда, седьмой ткнулся в борт и стал прямо под удар противника, которому оставался один шар до победы. Позиция шара была не из простых и Маяковский, тщательно прицелившись, ударил изо всех сил.
«Металлический “щелк”: шар – восьмой! – ударился в медную дужку над лузой, подскочил и…упал на пол. По бильярдной прокатился рев. Аут! Выпал “свой”. Маяковскому выставить штрафной: теперь у обоих по шесть», — описывает «бильярдную дуэль» Юрий Смолич.
Спустя две минуты после аута и нескольких взаимных отыгрышей, Йогансен положил два шара и вышел титулованным «королем бильярда». Маяковский, попав на свои же унизительные условия, полез под стол, читая наизусть Пушкина и… застрял. Его вскоре вытащили после признания Йогансена «королем».